Типы лебедок кранов

По своему назначению различают подъемные, тяговые (для перемещения грузовых тележек) лебедки. Они могут быть стаци­онарные и передвижные, иметь машинный или ручной привод, один или несколько барабанов, на которые наматываются кана­ты или цепи. Ручные лебедки грузоподъемностью 0,5—10 т применяют при производстве строительно-монтажных работ как вспомогательное средство для перемещения различных грузов.

Разрешается использовать в работе только те лебедки, которые снабжены паспортом завода-изготовителя. Имея дело с лебедкой, нужно следить за исправностью тормозов, не допуская увеличения сверх нормы зазора между тормозными поверхностя­ми. Каждый раз перед началом работы тормоза лебедки следует опробовать на холостом ходу. Для устойчивости во время работы лебедки устанавливают на специальных площадках и закрепляют якорями или грузом.

На приобъектных складах для погрузки, перемещения и выгрузки разнообразных штучных и сыпучих материалов пользу­ются автомобильными или аккумуляторными погрузчиками. Гру­зоподъемность этих машин достигает 5 т (автопогрузчик 4009), они оснащены различным сменным рабочим оборудованием, которое устанавливают на грузоподъемной раме.

Автопогрузчики применяют для перевозки растворов и разных материалов, оборудования, выполнения ряда других подсобных работ по перемещению грузов на строительной площадке. Смен­ное оборудование авто- или электропогрузчика состоит из раз­личных вилочных подхватов, крановых стрел, ковшей и захватов, а также особых приспособлений для погрузки бочек, рулонов и т. п.

Обслуживая кран или другой грузоподъемный механизм, таке­лажник обязан хорошо усвоить основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и в своей работе выполнять их. Это гарантирует хорошее содержа­ние и безаварийную работу как самих грузоподъемных машин и механизмов, так и установленного на них сменного рабочего оборудования. Особенно важен в этих Правилах раздел, посвя­щенный вопросам эксплуатации грузоподъемных машин и съем­ных приспособлений. В нем изложен порядок их регистрации, получения разрешения на пуск в работу, техническое освиде­тельствование, порядок надзора и обслуживания, производства работ, где регламентируется последовательность действий пер­сонала по обслуживанию грузоподъемной машины.

В качестве источника энергии для подъемно-транспортных средств используют двигатели электрические, внутреннего сгора­ния и гидравлические. Ручной привод применяется в настоящее время, главным образом, в лебедках и только в тех случаях, когда не требуется большая скорость подъема и перемещения груза или эти работы проводятся редко. Соответственно силовое оборудование подъемно-транспортных машин и механизмов явля­ется электрическим, механическим, гидравлическим или с руч­ным приводом. Автомобильные, пневмоколесные, железнодорож­ные и гусеничные краны, в основном, имеют электрический и механический привод. При электрическом приводе, как правило, каждый механизм крана оснащен собственным электродвигате­лем.

Очень важно правильно выбрать тот или иной грузоподъем­ный механизм. Если необходимо выполнить только погрузочно-разгрузочные работы, например произвести выгрузку панелей с автомобиля, тип и грузоподъемность механизмов, их число определяют по техническим характеристикам в зависимости от массы, габарита и вида груза (в данном случае панелей).

Установленными для монтажа здания или сооружения крана­ми, подъемниками или другими механизмами ведут и погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке и с учетом этого всегда выбирают тот или иной вариант установки кранов и подъемников у строящегося или ремонтируемого здания.

Башенный кран и подъемники башенного типа устанавливают в большинстве случаев с той стороны здания, где нет лестничных клеток, так как по лестничным клеткам могут передвигаться люди и, кроме того, именно с этой стороны к зданию подводят подземные коммуникации.

Башенный кран устанавливают с таким расчетом чтобы расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями материалов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли, было не менее 700 мм, а на высоте более 2 м не менее 400 мм. Расстояние по вертикали от консоли противовеса до площадок, на которых могут находиться люди, по нормам должно быть не менее 2 м.

Перемещаемый груз опускают на заранее подготовленное место, укладывают на подкладки так, чтобы полностью исключа­лось его произвольное перемещение, падение, опрокидывание и сползание. Укладывать и разбирать груз такелажники должны равномерно, не нарушая установленного для складирования габарита, не загромождая проходы между штабелями. Они хорошо знают, что не допускается стропить грузы в неустойчивом положении, засыпанные землей или заложенные другими деталя­ми.

  • Реклама:

  • Статьи